Клуб путешественников    Главная

· Каталог ссылок
· Файлы
· Архив новостей

5 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

Отчеты: По бездорожью в прошлое

Новости Жизнь в большом городе в эпоху перемен очень часто не оставляет нам времени, на то, что бы остановится и рассмотреть мир, окружающий нас. Сколько всего интересного и красивого находится вокруг! Стоит лишь отвлечься от повседневных забот и можно проникнуть в мир неизвестного, находящегося рядом, мимо чего мы часто проходим или проезжаем не замечая. Богатая история родного края, величественные ландшафты, ширь речной долины Дона, просторное голубое небо, меловые горы, зеленые луга и могучие дубравы Шипова леса, которые Петр I называл «магазином строевого корабельного леса» - это все то, что не дает покоя воронежским искателям приключений и зовет в путь…

Началось с того, что после одной из запланированных экспедиций, проведенных клубом путешественников «Бездорожье.36», один из ее участников, Александр Мартынов, под впечатлением всего увиденного, рассказал о своих намерениях посетить место в Воробъевском районе Воронежской области, называемое «парк Иван да Марья». Среди разнообразных достопримечательностей этого парка есть настоящая ветряная мельница, привезенная туда из Таловского района.

Так родилась идея поиска ветряных и водяных мельниц, сохранившихся в Воронежском крае. Первая, найденная на эту тему информация, была о сохранившемся здании водяной мельницы в селе Красниково, Пристенского района, Курской области. Это в 190 километрах от Воронежа. Место, безусловно, интересное, но хотелось найти что-то подобное в Воронежской области. Вскоре мне удалось узнать, что неподалеку от места впадения реки Битюг в Дон, у хуторов Антиповка и Ступино, сохранились старые ветряные мельницы. Так было решено непременно побывать в тех местах, для того, чтобы больше узнать об истории хуторов и мельниц. Кроме того, всего в нескольких десятках километров, к югу от устья Битюга находится еще одно памятное место, святые пещеры Воскресенского Белогорского мужского монастыря. Все это легло в основу маршрута нашей небольшой экспедиции.

Поездка любителей путешествий, собранных клубом «Бездорожье.36», была запланирована на воскресенье 1 июля 2007 года. Маршрут лежал на юг, по трассе М4. Общая протяженность маршрута составляла около 400 км, а времени на его прохождение и осмотр достопримечательностей был всего один день. Поэтому выехала наша группа из 4 машин и 13 человек в 6 часов утра. Через сотню километров наконец удалось свернуть с трассы М4 на полевые грунтовые дороги, и мы продолжили свой путь среди полей и перелесков по высоким берегам Дона и Битюга. Это оказалось нелегким испытанием для одного из участников нашего выезда, который решил, в компании Нив и TLC-78, поехать на своей недоприводной ВАЗовской «пятерке». После «грязевых ванн» ему пришлось вычищать из-под капота комья грязи и искать пропавшую зарядку аккумулятора. Но благо, все обошлось, и вот вдали просторов мы заметили первую мельницу. Знаменитая по местным газетным и телерепортажам дорога в деревню Антиповка, оказалась не такой уж страшной, как ее описывали авторы, и мы вскоре были у цели.

Изрядно покосившаяся, без оперения лопастей и без механизма старая ветряная мельница, величаво стоящая на высоком склоне Битюга, встретила нас во всей своей красе! Сруб без единого гвоздя, каменные жернова – все это не часто увидишь в черноземных краях. Нашим восторгам не было границ! Как удалось узнать от местных жителей, мельница работала вплоть до 60-х годов и славилась своей мукой на всю округу. До сих пор местные жители вспоминают, какие замечательные получались куличи на пасху, приготовленные из муки, смолотой на этой мельнице.

Сам хутор находится ниже, под высоким склоном у реки, и после ненастья выбраться из деревни практически не возможно. Сейчас в хуторе осталось не больше десятка местных жителей, остальные дома заняты дачниками из Воронежа и даже из Москвы. Здесь же находится домик известного художника, автора цикла картин, посвященных истории Московской Руси XIV — XV веков - Криворучко Василия Павловича. Но это уже тема для следующей экспедиции, а пока мы продолжали поиск мельниц…

Следующей целью нашего путешествия был хутор Ступино, где так же сохранилась старая мельница. Это место интересно еще и тем, что оно находится у самого устья Битюга. Хутор окружают реки Дон, Битюг и небольшое озеро в камыше, с красивыми белоснежными лилиями. Там сохранились дома под соломенными крышами огороженные плетнем. Большая же часть домов в Ступино тоже заселена, так называемыми, дачниками. Коренное же население, выходцы из Украины (малороссы). В былые времена они тоннами собирали на Дону створки ракушек, которые шли на изготовление пуговиц, разводили скот, растили и мололи хлеб. Сейчас, это место дивной красоты существует как курорт, для тех, кто ценит свежий воздух, чистую воду, запах трав, пение птиц, рыбалку, охоту и все, что связано со здоровым отдыхом вдали от цивилизации.

Здесь же мы обнаружили могилу-памятник герою Советского Союза, погибшему в 1944 году, Калашникову Ивану Абрамовичу - сержанту, командиру стрелкового отделения 1113-го стрелкового полка. Одним из первых он форсировал Днепр, уничтожив две огневые точки фашистов. В бою на шоссе Минск-Могилев, заменив командира взвода, умело организовал оборону, не дав прорваться противнику из окружения в западном направлении.

Налюбовавшись окрестностями, узнав много нового и изрядно проголодавшись, мы решили сделать небольшой привал. Шашлык и купание в Битюге быстро привели нас в порядок, и мы двинулись дальше в путь. Теперь нашей целью были священные пещеры Воскресенского Белогорского мужского монастыря. Это еще одна жемчужина Воронежского края, чудом сохранившаяся во времена СССР.

Белогорские пещеры – творение рук человеческих. Они находятся в высокой меловой горе на правом берегу Дона. Их общая длина 2,5 километра и глубина более 60 метров. На самом верху сооружен храм Александра Невского, со всей атрибутикой, присущей культовому учреждению. Храм был построен в период утверждения христианства на Дону, и как культовое учреждение существовал до 1939 года. Затем храм был разрушен, его входы и выходы были засыпаны землей. В настоящее время место это возрождается, в храме проходят службы, а по пещерам священнослужители устраивают увлекательные экскурсии.

Среди наших машин не было ни одной, серьезно подготовленной для преодоления бездорожья, да тем более с нами была «пятерка» и задуманную ранее переправу через Битюжок (второй проток Битюга к Дону), было решено отложить до следующего раза. Мы двинулись в объезд через село Лосево и через село с названием Бабка. Дальше, через мост мы попали на высокий берег Дона, откуда открывался великолепный вид на весь Павловский район.

Там мы остановились у памятника, рассказавшего нам, что на этом месте 7 июля 1942 года был остановлен враг. С июля 1942 года по январь 1943 года, Павловский район был прифронтовым, линия фронта проходила по реке Дон. Более 25 тысяч жителей района ушли на фронт защищать Родину, из них 13644 человека погибли. Павловская земля вырастила шесть Героев Советского Союза: Федор Вислевский (с. Лосево), Григорий Давиденко (с. Петровка), Иван Калашников (х. Ступино), Алексей Крутоголов (с. Александрова), Иван Олейников (х. Оселедков), Степан Скрынников (с. Пески).

Дальше, проехав Белогорье, немного заблудившись, и, намотав несколько лишних километров, мы попали в хутор Кирпичи, от которого поднялись по меловой дороге к конечной точке нашего путешествия. Оставив машины у шлагбаума, не дающего въехать посторонним на территорию бывшего монастыря, мы продолжили свой путь пешком. Идти пришлось недолго, немного в гору, потом небольшой спуск по лесу и мы оказались на маленькой площадке, с красивым видом на Дон. Нам повезло, и мы встретили таких же любителей путешествий, которые уже позаботились об экскурсии. Немного подождав, посетив храм и запасшись свечками, мы двинулись осматривать пещеры. Настоятель храма – иеромонах Тихон рассказал нам об истории возникновения пещер, их строительстве и провел нас до самого нижнего их уровня. Экскурсия длилась почти два часа, но за это время мы успели пройти всего только часть подземелий! Все это время нам пришлось немного померзнуть, потому как в пещерах, несмотря на жару на поверхности, холодно так, что пар идет изо рта. Но зато мы услышали историю о блаженной Марии-пещерокопателнице, о затворнике Иакове и их последователях, которые с конца XVIII века построили самые крупные пещеры в России.

Мы вышли из пещер уже около семи часов вечера. Спустились к Дону, быстро перекусили и направились в обратный путь. По дороге от хутора Кирпичи к Белогорью мы сделали небольшую остановку у источника с чистой и вкусной водой. Набрав ее и умывшись, мы, уже по асфальту, вернулись домой.

Так закончилась наша небольшая поездка по историческим местам Воронежского края. Мы много увидели и узнали, но вопросов появилось еще больше. Ответы на многие из них хочется найти в следующих экспедициях…

Клуб путешественников «Бездорожье.36» просит всех читателей журнала, которым известно что либо о подобных достопримечательностях, находящихся на территории Воронежской области и соседних областей, сообщить нам об их местонахождении. Связаться с нами можно по тел. 54-03-08 или по эл. почте off-road@vmail.ru.

Ваша информация поможет нам организовать новые экспедиции по историческим местам нашего края, о которых вы сможете прочитать на нашем сайте.

Фотоотчет

Автор – Олег Охотин. Фото автора.

Разместил: firesanek [13/07/2007]

· Больше про Новости
· Новость от firesanek

Самая читаемая статья: Новости:
Результаты гонки "Шутки в сторону" 2009г.

Средняя оценка: 5
Ответов: 1

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

Архив статей  ::  Контакты ::  Рекомендовать Нас

Rambler's Top100  Яндекс цитирования
Все логотипы и торговые марки на данном сайте являются собственностью его владельцев. При публикации материалов ссылка на данный сайт обязательна © 2005.
Вы можете просматривать наши новости используя файлы backend.php или ultramode.txt
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.